Хабаровск
ВАЖНОЕ

"Незаметная реформа" Конституционного Суда

, 27.05.2009


Совет Федерации одобрил новую схему выборов председателя Конституционного суда и его заместителей. Теперь главу КС, срок полномочий которого увеличивается до шести лет, будет утверждать СФ "по представлению президента". Основная масса комментариев этого события свелась к констатации факта: это логично, соответствует сложившейся практике назначения руководителей других судов, повышает роль Совета Федерации, (который совсем приуныл в эпоху дружного "одобрям-с" и прекращения использования парламента как трибуны для дискуссий), а также ничего не меняет по сути и не противоречит Конституции. К сожалению, комментаторы-пропагандисты медведевских инициатив намеренно или "нечаянно" не обращают внимания на ряд обстоятельств: Во-первых, Председатель КС и его заместители не пешки, а судьи, наделенные достаточно большой административной властью в Конституционном суде. От них в значительной мере зависит и определение состава судей, которым будет ПОЗВОЛЕНО принимать решение по тому или иному вопросу, они будут определять обстановку в суде и применять административное давление на судей, не вполне проникнувшихся идеями околокремлевских "юристов". Руководители КС как составная часть Президиума суда обладают властью отмены и изменения неприятных для президента, правительства и "ЕР" решений. При этом, возможность досрочной отставки "не оправдавших доверия" "пожалованных начальством" судей по инициативе СФ или Президента не исключена. Во-вторых, новый порядок организации деятельности суда существенно меняет содержание статуса остальных судей, так как они лишаются всех рычагов воздействия на некомпетентного или нечистоплотного коллегу, их положение становится сродни не равноправному участнику судейского сообщества, а, скорее, подсобному рабочему, которого могут использовать, а могут и на скамейке запасных попридержать. И в третьих, вызывает "умиление" очередное (со времен создания бастрыкинского следственного комитета при прокуратуре) расширение полномочий Совета Федерации, который вместо того, чтобы реализовывать свои обязанности, прямо прописанные в Конституции РФ (например, решение вопроса о возможности использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ (Абхазии и Ю.Осетии) - пп. "Г" п. 1 ст. 102 Конституции, если кто не знает) - наделяется полномочиями по утверждению воли президента по вопросам, которые могут интересовать конкурирующие с судебной ветви власти лишь постольку, поскольку это дает дополнительные рычаги контроля или даже давления на "законников".

Исходный текст

Автор:

Дополнительные ссылки