О Соколове и дорожной беде Хабаровска
(ворчливые заметки), 28.02.2011
Нет ничего более легкого, чем полет сознания изобретательного чиновника, но с другой стороны – нет ничего более трудного, чем ощущать на себе реализацию подобного полета - Почему-то последнее выступление по телевидению Хабаровского мэра А. Соколова вызвало именно такие ассоциации.
Исторически сложившийся обычай градоначальника радовать местных телезрителей собственной персоной не так уж плох. Конечно, это не пресс-конференция, не свободное общение с телезрителями в прямом эфире, и даже не выступление перед депутатами городской думы, а завуалированный пиар местной власти, где отчет перед согласованным интервьюэром по заранее известным вопросам и с легким налетом непосредственности должен создавать иллюзию демократичности и доступности властей. Но на безрыбье, как говорится, и рак – рыба.
Среди прочего в этот раз А.Соколов коснулся планов мэрии по совершенствованию дорожного хозяйства города. Дело это важное и актуальное, но вот ряд идей и замечаний мэра вызывают недоумение и тревогу.
Мэр озвучил идею существенно погасить проблему дорожных пробок путем сокращения числа пешеходных переходов на основных магистралях города. Конечно, нормально обустроенный подземный переход намного безопаснее и эффективней наземного. Только возможность их массового строительства в городе вызывает большие сомнения. Скорее всего, наземные переходы будут закрываться гораздо быстрее, чем строиться подземные. В результате мэрия фактически будет решать проблемы автомобилистов за счет пешеходов, превращая последних - в граждан второго сорта, чьими правами можно и пренебречь.
А может для начала технически изучить, например, логику размещения остановок общественного транспорта, когда две смежные остановки в разных направлениях разнесены настолько, что требуют двух пешеходных переходов на расстоянии 100-300 метров друг от друга. Масса резервов имеется и в упорядочении направлений движения, оборудования перекрестков светофорами, светофорами со стрелками, ликвидации чрезмерных дорожных ограничений.
Умилительно прозвучало пожелание г. Соколова огородить все дороги заборчиками. И не абы какими, а красивыми столбиками с цепочками. Тут же представляется город, рельефно опоясанный вдоль и поперек цепочками. Оказывается лагерная эстетика проникла не только в местный фольклор, но и в представления начальства о прекрасном. Хотя, может быть тут речь идет о неплохом подряде с хорошей коррупционной маржой? Тем более, что долговечность подобных «столбиков» при наших сугробах, «металлосборщиках» и методах уборки и ремонта дорог будет очень невелика.
А не лучше было бы вложиться в озеленение придорожных газонов декоративными многолетними кустарниками? По крайней мере подобная работа найдет гораздо меньше возражений.
Мэр не мог не коснуться также и проблемы стоянок автотранспорта в центре города.
Действительно, в последние годы строительство высоток, торговых центров и офисов приняло лавинообразный характер. Однако, при равнодушном отношении местных властей многие объекты были «запиханы» в существующую застройку без всяких гостевых стоянок или со стоянками, количество мест на которых вызывает лишь горькую ухмылку.
Но – всё по плечу господину Соколову.
На полном серьезе мэр заявил об идее разместить так необходимые городу стоянки на территории хабаровских бульваров. Оно и понятно – как так в наш «шкурный» и конъюнктурный век как атавизм «советского строя» в центре города местами сохраняется территория, где люди могут свободно и бесплатно гулять, отдыхать, отвлекаться от городской суеты, видеть деревья и кустарники, а иногда даже цветы, не в качестве испуганно торчащих из бордюров и изгаженных выхлопами автомобилей «предметов благоустройства».
Оценивать подобную инициативу мэра довольно сложно, но все это попахивает нездоровой любовью к саже и копоти, которыми он неоднократно попрекал хабаровчан в интервью или желанием задушить остающихся жить в пока еще привлекательном центре горожан в «железных объятиях» безбрежных смрадных автостоянок.
Любопытную позицию озвучил господин Соколов и по проблеме организации новых парковок, в том числе в многоярусных, на территории жилмассивов. Большое неудовольствие мэра вызывают неразумные избиратели, которые правильно сообразили не ходить на выборы мэра или голосовать за него, выдвиженца правильной партии – «Единой России». К его великому сожалению большая часть электората пытается возражать против организации такой выгодной, полезной и удобной для начальства красоты – муниципальных и частных парковок во дворах жилых домов.
Что тут можно сказать? Народ у нас, конечно, не всегда умный, но свой интерес он понимать может. Хочется спросить, а что мэрия и организаторы смогли предложить недовольным жителям? Сколько предложили платить местным ТСЖ и собственникам квартир за землю, сколько обещали зарезервировать льготных мест на этих социально значимых объектах местным автомобилистам и как их обещали делить, как намеревались предотвращать, уменьшать и компенсировать вред и неудобство для окружающих жителей от опасного и беспокойного соседства? Обещания поставить новую детскую качалку, посадить 3 чахлые осины и заасфальтировать затоптанный и изрытый по вине той же администрации газон – не в счет.
Описанные идеи опасны для имиджа и репутации городской администрации, поэтому А. Соколов подчеркнул их «предварительный» характер. Все огрехи его планов планируется поправить в рамках публичных слушаний.
Идея замечательна своей иезуитской демократичностью. Опытный руководитель хорошо умеет читать сигналы с самого верха. Вон Президент Медведев удачно реанимировал чуть ли не сталинскую традицию «всенародных обсуждений», когда вместо парламентских процедур (парламент – не место для дискуссий), профессионального рассмотрения всех сторон вопроса и публичной выработки взвешенного, всем понятного и приемлемого для большинства решения затеиваются публичные игры, в ходе которых начальство дает всем поумничать, потом правит обсужденный проект как ему вздумается, протаскивает его через малолегитимные, зато вполне лояльные, законодательные думы, при этом бравируя «всенародной поддержкой» документа и иллюзией, что плод его творчества выражает волю большинства. Мэр умеет держать нос по ветру. Поэтому не случайно, что нам обещаны многосерийные публичные слушания, в ходе которых мэрские изобретения будут подвергнуты «всестороннему анализу» и «дружественной критике» участников. Как показывает практика, подобные слушания проводятся в неудобное время, с преимущественным участием «своей» публики, без лишней огласки и серьезного отношения к высказанным замечаниям. Идея обсуждать реформу по частям поможет отстранить от полноценного участия профессионально грамотных оппонентов. Всегда можно сослаться на другую (не известную «возмутителям спокойствия») часть плана. Нечто подобное мы только что наблюдали при обсуждении закона о полиции, статус и материальное содержание которых еще не сформулированы даже в виде проекта, а закон действует, народ за штатом и аттестация любителей "миражей" на должности полицейских идет полным ходом.
А впрочем, Александр Соколов – молодец! По крайней мере, на словах он радеет за то, чтобы улучшать жизнь на подведомственной территории. Становится от его инициатив лучше всем – маловероятно, но кому-то и даже многим действительно он помогает. Ему лишь стоит научиться видеть и тех, кому от новшеств становится труднее и горше. Это трудно, сегодняшняя политическая система этого от него не требует и правильных примеров показать не может, но отбрасывая интересы менее "заметных" хабаровчан на задний план, можно легко очутиться в качестве проводника интересов меньшинства, против которого ополчатся все и которым легко пожертвуют как отработанным материалом.
Автор: П. Левин
Дополнительные ссылки
- Актуальные новости страны(175)
- Дискуссионный клуб(13)
- Социальная сфера жизни(38)
- Экология(118)